В соответствии с планом работы  мирового судьи судебного участка №6 Ленинского района города Орска Оренбургской области проведено обобщение судебной практики прекращения дел об административных правонарушениях в 3 квартале 2020 года.

В отчётном периоде по состоянию на 30 сентября 2020 года мировым судьей судебного участка №6 Ленинского района г. Орска Оренбургской области было рассмотрено 175 дел об административных правонарушениях, из них прекращено производством 1 дело.

В соответствии со статьей 29.9 КоАП РФ по результатам рассмотрения дела об административном правонарушении может быть вынесено решение о прекращении производства по делу в случае наличия хотя бы одного из обстоятельств, исключающих производство по делу, предусмотренных ст. 24.5 КоАП РФ.

Перечень обстоятельств, являющихся основаниями, исключающими производство по делу об административном правонарушении, содержится в ст.24.5 КоАП РФ.

Согласно данной статье, при наличии хотя бы одного из перечисленных в данной статье обстоятельств, производство по делу не может быть начато, а начатое подлежит прекращению независимо от стадии производства по делу.

К ним относятся:

1) Отсутствие события административного правонарушения.

2) Отсутствие состава административного правонарушения.

3) Действия лица в состоянии крайней необходимости;

4) Издание акта амнистии, когда такой акт устраняет применение административного наказания;

5) Отмена закона, которым была установлена соответствующая административная ответственность;

6) Истечение установленных сроков давности привлечения к административной ответственности;

7) Наличие по тому же факту совершения деяния тем же лицом, постановления о назначении административного наказания либо о прекращении производства по делу, а также постановления о возбуждении уголовного дела;

8) Смерть физического лица, в отношении которого ведется производство, поскольку в этом случае отсутствует субъект административной ответственности;

Вместе с тем, Пленум Верховного суда РФ от 01.01.2001г. № 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" разъясняет, если при рассмотрении дела будет установлена малозначительность совершенного административного правонарушения, судья на основании статьи 2.9 КоАП РФ вправе освободить виновное лицо от административной ответственности и ограничиться устным замечанием, о чем должно быть указано в постановлении о прекращении производства по делу.

Как показывает обобщение дел, наиболее частыми основаниями прекращения дел об административных правонарушениях, являлись:

-истечение срока давности привлечения к административной ответственности;

- отсутствие состава административного правонарушения;

Прекращенное производством мировым судьей за анализируемый период по состоянию на 30 сентября 2020 года, составляет дело, предусматривающее ответственность против порядка управления ст. 17.7 КоАП РФ.

Статья 17.7 КоАП ПФ предусматривает умышленное невыполнение требований прокурора, вытекающих из его полномочий, установленных Федеральным законом, а равно законных требований следователя, дознавателя или должностного лица, осуществляющего производство по делу об административном правонарушении.

При этом из смысла этой нормы права следует, что требования следователя и дознавателя должны быть связаны с осуществлением этими лицами производства по уголовному делу.

Согласно ч.1 ст.38 УПК РФ следователь является должностным лицом, уполномоченным в пределах компетенции, предусмотренной УК РФ, осуществлять предварительное следствие по уголовному делу.

В материалах дела имеется извещение от 03.08.2020, в котором, в связи с производством предварительного следствия по уголовному делу №12001530002000342, возбужденного по признакам состава преступления, предусмотренного ч.1 ст.264 УК РФ, содержится просьба работодателю обеспечить явку С. для проведения следственных действий.

Вместе с тем,  на момент предъявления  С.  требования о прохождении обязательной дактилоскопической регистрации в производстве следственного отдела не было какого-либо уголовного дела в отношении С.  поскольку предварительное расследование было завершено 30.07.2020 и 31.07.2020 обвинительное заключение вместе с уголовным делом направлено прокурору.

С учетом того, что предварительное расследование по уголовному делу завершено, суд приходит к выводу, что подсудимая не могла быть вызвана сотрудником органа, ранее осуществлявшего предварительное расследование по уголовному делу для проведения дактилоскопической регистрации за пределами срока предварительного следствия.

В дальнейшем, подсудимая может быть подвергнута дактилоскопированию в случае её осуждения сотрудниками органов уголовно-исполнительной системы.

Лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения. в отношении которых установлена его вина (ч.1 ст.1.5  КоАП РФ).

В силу ч.4 ст. 1.5 КоАП РФ неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.

При таких обстоятельствах суд считает, что материалами дела не доказана вина С. в совершении вменяемого ей административного правонарушения.

Вывод:

Результаты изучения показали, что постановление о прекращении дела об административных правонарушениях были вынесены мировым судьей с соблюдением требований КоАП РФ, а причины прекращения дела были объективными и законными.