Верховный Суд Российской Федерации внес указанную позицию в обзор судебной практики, посвященный защите прав потребителей, которая связана с реализацией товаров и услуг. Суть дела заключалась в том, что между гражданином С. и турагентом был заключен договор, по которому туроператор должен был забронировать клиенту место для будущего проживания, а также оплатить, получить и передать ему выездные документы для осуществления туристической поездки в иностранное государство. Гражданин С. в полном размере оплатил стоимость тура и передал все необходимые для оформления визы документы туроператору.

Однако консульство иностранного государства отказало гражданину С. в выдаче визы, объяснив это непредставлением обоснования цели и условий намеченного пребывания. Из чего следовало, что необходимые документы были поданы ненадлежащим образом. Клиент направил в адрес турагента, туроператора и страховщика претензию и потребовал возвратить ему уплаченную за путевку денежную сумму.

Суд первой инстанции пришел к выводу, что уведомление консульства иностранного государства об отказе в выдаче визы свидетельствовало о ненадлежащем качестве оказанной услуги по содействию в оформлении визы и было страховым случаем. Отметим, что согласно материалам дела, гражданская ответственность туроператора за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств по договору о реализации туристского продукта была застрахована. Вместе с тем суд апелляционной инстанции, напротив, сделал вывод о том, что факт некачественного оказания услуг со стороны туроператора, а также факт наступления страхового случая отсутствовали, поэтому основания для возврата клиенту стоимости путевки отсутствуют.

Однако Судебная коллегия по гражданским делам ВC РФ отменила апелляционное определение, аргументировав это тем, что в деле не был подтвержден факт предоставления исполнителем потребителю необходимой и достоверной информации для получения визы для въезда в страну временного пребывания. Суд отметил, что туроператор обязан своевременно информировать потребителя о зависящих от последнего обстоятельствах, которые могут привести к невозможности оказать туристские услуги. А потребитель, в свою очередь, вправе потребовать полного возмещения убытков, причиненных ему недостатком оказанной услуги, в том числе непредоставлением необходимой информации по оформлению документов для получения визы для зарубежной туристической поездки.